Экологическая сертификация

Подзаголовок, которого нет

Предлагаем Вам проведение для Вашего предприятия добровольной сертификации достоверности сведений, подтверждающих повышение необходимого уровня безопасности с выдачей «Сертификата соответствия достоверности услуг (работ) по предупреждению причинения вреда окружающей среде на территории Российской Федерации» Системы добровольной сертификации РОСС RU.З781.04ОВС0, зарегистрированной в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

При определении критериев риска, оценка добросовестности контролируемых лиц проверяющими инстанциями будет проводится с учетом добровольной сертификации, подтверждающей необходимый уровень безопасности, при этом, критерии риска должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере (№ 248-ФЗ от 31.07.2020г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ст. 23. Категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований)).

ООО «Юстициан» - является единственной организацией в РФ, которая имеет право выдавать Сертификат соответствия достоверности услуг (работ) по предупреждению причинения вреда окружающей среде на территории Российской Федерации» Системы добровольной сертификации РОСС RU.З781.04ОВС0. (аттестат об уполномочивании № 010 от 12.02.2018 г.).

Аттестат об уполномочивании №010 от 12.02.2018г. выдан ООО "Юстициан" Центральным Органом Системы (ЦОС) ООО «Центр оказания услуг природопользователю», на основании Свидетельства о регистрации в Росстандарте Системы добровольной сертификации РОСС RU.3781.04ОВС0.

 Данный сертификат соответствия закрепляет солидарную ответственность руководителя предприятия и должностных лиц предприятия, отвечающих за профильные направления деятельности предприятия и является весомым аргументом для проверяющих инстанций, правоохранительных и судебных органов. ООО «Юстициан» также несет солидарную ответственность с предприятием на протяжении срока действия выданного Сертификата, при необходимости участвует в проводимых у предприятия проверках, досудебных и судебных процессах, связанных с экологией.

В процессе сертификации эксперты и специалисты ООО «Юстициан» проводят оценку экологического состояния предприятия, на основании представленных документов, помогают бухгалтерии предприятия отображать экологические затраты в бухучете предприятия, в соответствии с действующим законодательством.

Юридическое лицо, получившее Сертификат, выданный ООО «Юстициан», подключается к Программным комплексам «Русь», ГИАС «Экобезопасность» , состоящих из самостоятельных модулей: техногенная безопасность и охрана окружающей среды; энергетическая безопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; безопасность эксплуатации зданий и сооружений.

Данные программные комплексы  предназначены для ведения баз данных в области экологической, пожарной, промышленной  безопасности и т.д., составления блок-схем материально-сырьевого баланса,  постановки на учет и ведения реестра объектов размещения отходов, наилучших технологий, для проведения риск-ориентированного надзора в области экологической безопасности, негативного воздействия на окружающую среду, оценки последствий аварийных ситуаций на окружающую среду, ущерба, в том числе связанного  с выбросом опасных загрязняющих веществ, позволяющие произвести оценку показателей экологического риска производственных объектов, наружных установок, ОПО, ОНВ, МН и МНПП, территории зон воздействия объектов негативного воздействия на окружающую среду (ОНВ), направлены  на обеспечение информационно-технологической цепочки сбора, хранения, проверки достоверности представления и обработки информации в области риск-ориентированного надзора в области охраны окружающей среды, экологической безопасности по всей информационной вертикали управления юридического лица, проверки достоверности представления и обработки информации в области риск-ориентированного надзора в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Настоящие программные комплексы позволяют снизить риски предприятия в области безопасности: техногенной; окружающей среды; энергетической; пожарной; промышленной; эксплуатации зданий и сооружений и дает возможность четкого прогноза затрат в указанных сферах безопасности юридического лица.

Юридическое лицо, используя возможности указанных программных комплексов, сможет самостоятельно обеспечить выдачу информации о состоянии экологических платежей органам контроля в любой момент времени, в соответствии с любыми последними изменениями действующего законодательства, в том числе нормативно-правовыми актами.

Программные комплексы применяются Органом по сертификации ООО «Юстициан» для проверки достоверности представления и обработки информации – технологической цепочки сбора, хранения, проверки достоверности представления и обработки сведений безопасности, согласно требованиям действующего законодательства РФ: Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 г. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ст.8.1. «Применение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля( надзора); Постановления Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 (ред. от 02.03.2017) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;Федерального Закона N 248-ФЗ от 31.07.2020г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

 

Требования, необходимые для подключения Юридического лица к программному комплексу:

Системные требования к серверу:

  • процессор не ниже Intel Core2Duo;
  • объем оперативной памяти не менее 2 Гб;
  • объем свободного места на диске не менее 300 Мб;
  • размер области экрана не менее 1024х768 точек;
  • OC Windows98 OSR II, Windows ME, Windows 2000, Windows2000 AS, Windows XP, Windows2003 AS, Windows Vista, MS Office, начиная с 2000;

Системные требования к рабочему месту:

  • процессор не ниже Pentium III;
  • объем оперативной памяти не менее 256 Мб;
  • объем свободного места на диске не менее 300 Мб;
  • размер области экрана не менее 1024х768 точек;
  • ОС Windows98 OSR II Windows ME, Windows XP SP2, Windows Vista.

Поставляется без ключей физической защиты. Формат приема-передачи информации – XML.

 

Перечень услуг Органа по сертификации ООО «Юстициан»:

  1. выдача сертификата соответствия достоверности услуг (работ) по предупреждению причинения вреда в области: охрана окружающей среды; техногенная энергетическая; пожарная безопасность; промышленная безопасность; безопасность эксплуатации зданий и сооружений.
  2. подключение к программным комплексам (по выбору заказчика);
  3. консультации, рекомендации при планировании затрат на охрану окружающей среды, в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом, правильности отражения затрат в бухгалтерском и   налоговом учете, по вопросу формирования доказательств, сделанных затрат на охрану окружающей среды (капитальных и текущих), с учетом требований действующего законодательства;
  4. абонентское сопровождение деятельности предприятий любой организационно правовой формы собственности в сфере природоохранных мероприятий;
  5. предоставление экологической экспертизы в контролирующие инстанции, судебные и правоохранительные органы;
  6. досудебное урегулирование, представление интересов предприятия в суде (в т. ч. участие опытных экспертов в судебных заседаниях);
  7. консультации по процессу прохождения проверок;
  8. участие в процессе прохождения проверок, сопровождение процедуры проверок;

Информация по работе органа по сертификации ООО «Юстициан».

Работа органа по сертификации ООО « Юстициан» происходит следующим образом: предприятие - заявитель подает Заявку на проведение сертификации по установленной ООО «Юстициан» форме, направляет в Орган по сертификации, эксперты органа по сертификации ООО "Юстициан", оценивают стоимость услуг органа по сертификации (ОС) с подключением к программным комплексам (ПК), с учетом выбранных Заявителем модулей ПК. В стоимость услуг органа по сертификации входит годовое сопровождение Заявителя с учетом работы ПК. После согласования стоимости услуг ОС с Заявителем заключается Договор на оказание услуг по сертификации с ООО « Юстициан».

По факту заключения данного Договора предприятию выдается пароль подключения к ПК, который уже около более 10 лет участвует в такого рода работах и обеспечивает проверку достоверности представленной к обработки информации. ПК включен в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России, Рег. номер ПО 2833, Рег. номер ПО 2831, Рег. номер ПО 2835, Рег. номер ПО 3525. При возникновении проверки предприятия - заявителя контролирующими и надзорными инстанциями, факт подключения и работы   вышеуказанного ПК имеет весомое юридическое значение и определяет положительную судебную перспективу для предприятия-заявителя.

ООО «Юстициан», как аттестованный орган по сертификации, имеет законное право не только участвовать во всех проводимых у предприятия проверках, но и во всех досудебных и судебных процессах.  ООО «Юстициан» несет солидарную ответственность с предприятием на протяжении срока действия выданного Сертификата, соответственно эксперты, технические эксперты и юристы ООО «Юстициан» на весь период проверки становятся законными представителями предприятия, помогают предприятию доказывать законность своей позиции по отношению к позиции контролирующих органов, включая выезды на объекты и участие в работе комиссий.

Согласно положениям системы добровольной сертификации РОСС RU.З781.04ОВС0, орган по сертификации, выдающий сертификат соответствия, обязан не менее 1-ого раза в год проводить инспекционный контроль по вопросу проверки выявленных несоответствий, указанных  в выданном органом сертификации акте. За 1-1,5 месяца до срока проведения инспекционного контроля, орган по сертификации ООО «Юстициан» направляет предприятию план проверки. Таким образом, происходит ежегодное подтверждение выданного предприятию сертификата соответствия.

Задачей экспертов и технических экспертов органа по сертификации ООО «Юстициан», является анализ документированных сведений, подтверждающих повышение необходимого уровня безопасности предприятия и финансовых затрат, отраженных в бухучете предприятия в соответствии с действующим законодательством.

При проведении добровольной сертификации и получения Сертификата соответствия достоверности услуг (работ) по предупреждению причинения вреда окружающей среде на территории Российской Федерации» Системы добровольной сертификации РОСС RU.З781.04ОВС0 происходит документирование сведений, подтверждающих повышение необходимого уровня безопасности предприятия.


Информация для рукводителей предприятий( организаций)  по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации

(Извлечения. Министерство финансов РФ Письмо № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете,формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности  информации об экологической деятельности организации»)

В практике работы предприятий осознание значимости экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, а это влечет за собой потребность организации экологического бухгалтерского учета, степень качества которого может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений.

В связи с этим, первоначальная стоимость всех потенциально опасных для экологии основных средств при их приобретении, создании, реконструкции или модернизации должна включать признанную величину оценочного обязательства по восстановлению нарушенной экологической системы, отражающую наиболее достоверную денежную оценку затрат, необходимых для расчетов по этому обязательству, по состоянию на отчетную дату (например, на возмещение затрат, которые организация, как ожидается, понесет при исполнении оценочного обязательства при демонтаже объекта основных средств и восстановлении природных ресурсов на занимаемом ими участке.

Инвесторам для принятия инвестиционных решений необходимо располагать информацией по экологическим мероприятиям и расходам, связанным с природоохранной деятельностью.

 Руководители российских организаций, стремящиеся увеличить объемы финансирования с западных рынков капитала, понимают, что если в новых российских бухгалтерских балансах не будет представлена информация по экологическим обязательствам, то это снизит доверие инвесторов к финансовым отчетам. Инвесторы, подозревающие о существовании таких обязательств, но не располагающие их оценкой, повысят стоимость капитала для российских организаций ввиду повышения риска.

Однако, в настоящее время в России нет нормативных актов регулирования учетной деятельности в области экологии, требующих подробного отражения в финансовой отчетности обязательств и затрат, связанных с природоохранной деятельностью. Более того, во многих организациях имеет место неупорядоченность учета природоохранных затрат, когда они не только не выделяются, но и, особенно текущие, "растворяются" в себестоимости, необоснованно относятся на охрану труда и технику безопасности, на общехозяйственные либо прочие расходы. Поэтому, разработка основ развития экологического учета представляет социально-экономическую значимость для предотвращения кризисных явлений.

В большинстве случаев финансовый экологический учет приобретает подлинную достоверность лишь при одновременном действии двух условий:

1) вероятность обязательства (согласно определению, данному в модели GAAP достигла такого уровня, когда возникла необходимость в формировании резерва по возможным обязательствам с целью избежать отчета о проверке счетов;

2) принятая граница существенности нарушена из-за потенциальных обязательств.

При наличии лишь одного из этих условий признание необходимости раскрытия информации и соответствующее ее раскрытие может не произойти.

В методологии статистического учета в нашей стране под текущими затратами на охрану окружающей среды понимаются все расходы организации по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, осуществляемые за счет собственных или заемных средств организации либо средств государственного бюджета.

Важным, определяющим размер затрат на природопользование, является социальный фактор. Производственная деятельность организаций оказывает существенное воздействие на социальные элементы окружающей среды, в том числе и на человека. Негативное воздействие на них в пределах, превышающих официально допустимые нормативы, наносит прямой и косвенный материальный ущерб.

Прямой ущерб выражается в штрафах и платежах за сверхнормативное воздействие, затратах на ликвидацию последствий и компенсационные платежи (в том числе медико-экологического характера), потерях при ограничении и закрытии производств.

 Косвенный ущерб возникает в результате снижения привлекательности инвестиций в предприятия, конкурентоспособности их продукции, лишения предприятий льгот и привилегий вследствие формирования негативного общественного мнения, пристрастного отношения уполномоченных органов контроля и управления и в ряде других случаев.

Живой пример. По сведениям, полученным нашими экспертами из Органа сертификации, из-за невыполнения мероприятий по экологической безопасности при строительстве  Федеральной трассы Москва-Санкт-Петербург, завершение строительства произошло с отставанием в 2 года, т.е. только в 2020 году. 

Игнорирование экологических обязательств в бухгалтерском учете и, как следствие, не включение их в отчетность опасно по многим причинам:

  • во-первых, акционеры могут пожелать учесть оценку этих обязательств в цене акций;
  • во-вторых, отсутствие определенной политики в отношении экологических обязательств может привести к тому, что управленческий персонал не будет своевременно обращать внимание старшего руководящего звена на экологические проблемы  (зачастую эту проблему тщательно скрывают от кредитных организаций);
  • в-третьих, за организацией может утвердиться репутация безответственной;
  • и, наконец, акционеры могут попытаться возбудить иски против организации, не предоставляющей соответствующую информацию.

Достоверность перспективной оценки (даже в течение календарного года) финансовых обязательств в области охраны окружающей среды, зависящая в первую очередь от прямых затрат будущих периодов экологического характера, в российских условиях весьма низка.

Оценка расходов будущих периодов должна характеризовать в денежном выражении ее экологические обязательства:

  • на период ожидаемой стабильности и прогнозируемости законодательных и правовых актов в области охраны природы и соответствующего налогообложения;
  • по этапам и проектам развития компании согласно стратегии ее развития;
  • во временных рамках, согласно условиям инвестиционных кредитных и иных соглашений.

Раскрытие информации о природоохранной деятельности организации в ее годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности помогает собственникам оценивать деятельность руководства, обеспечивает широкий общественный контроль, способствует формированию положительного имиджа организации.

Система добровольной сертификации в области экологической безопасности РОСС.RU З781.04ОВС0 позволяет это сделать, подтверждая  процессы Сертификатом соответствия, что позволяет своевременно выполнить корректирующие мероприятия  по структуре расходов будущих периодов, включающая следующие укрупненные компоненты:

  • плановые затраты на природоохранное обеспечение текущей производственной деятельности согласно действующим проектам, природоохранному законодательству и нормативным актам, включая отложенные затраты прошлых периодов и их финансовые последствия;
  • плановые затраты на природоохранную деятельность по перспективным проектам, утвержденным компанией, и согласованными с органами охраны природы, другими заинтересованными органами исполнительной власти;
  • вероятные затраты на локализацию, смягчение и ликвидацию экологически опасных последствий внештатных и аварийных ситуаций природного и техногенного характера на предприятиях; обязательные платежи (нормативные, сверхнормативные, штрафы) в федеральные региональные и муниципальные экологические фонды;
  • затраты на участие в федеральных, региональных и муниципальных программах экологического оздоровления территории в зоне деятельности организации;
  • затраты на ведение судебных дел и удовлетворение исков к компании экологического характера со стороны органов власти, юридических и физических лиц;
  • затраты на формирование благоприятного общественного мнения и создание имиджа экологически безопасного производства на предприятиях.

Все составляющие структуры экологических расходов будущих периодов имеют частично возвратный характер благодаря обеспечению прибыльности и частичной самоокупаемости природоохранной деятельности, получению льгот и привилегий, зачету обязательных платежей и т.п.

В практике работы организаций осознание значимости экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды. Это влечет за собой потребность организации экологического учета, степень качества информации от которого может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Причем, эти решения должны во взаимосвязи учитывать не только интересы своей организации, но и общие социально-экономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья населения.

Наряду с этим, экологическая состоятельность самой организации прямо влияет на уровень ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности на рынке товаров и услуг, в целом имиджа. Экологическая опасность становится препятствием социально-экономическому развитию самих организаций и общества. Состояние окружающей среды уже перешло из разряда экзогенных параметров для экономической системы в разряд внутриэкономических характеристик. Поэтому достижение экологической безопасности требует на всех уровнях решения двух взаимосвязанных задач: поддержание минимального уровня жизни в период перехода к рыночной экономике и создание условий для устойчивого социально-экономического развития.

В этих условиях развитие экологического учета приобретает основополагающее значение для управления экономико-экологическими процессами хозяйствующих субъектов.