О чем пойдет речь?
Речь пойдет об обеспечении экологической безопасности и вообще в целом о безопасности охраняемых законом ценностей.

⠀⠀⠀⠀⠀Многие наверное в области экологии зададут себе вопрос: что это за «Юстициан», откуда он вдруг в нашей сфере объявился?

⠀⠀⠀⠀⠀ООО «Юстициан» был создан в 2008 году, мы активно участвовали в досудебных и судебных процессах, в т.ч. и по охране окружающей среды, наработали большой юридический опыт в данной области и с 2017 г. мы активно углубились в экологическое направление уже не только как юристы: собрали команду узкопрофильных профессионалов, экспертов , многие из них сами участвовали в создании законов, методик, отработали десятки лет на крупных производствах, в НИИ, в государственных контролирующих (надзорных) органах. Все получилось как-то естественно, само собой! Все эти годы наши, как мы называем их «гуру» экологии не только продолжают плодотворно работать сами, но и с энтузиазмом передают нашим молодым сотрудникам-экологам свой бесценный опыт и связи, в том числе и нашим юристамвзаимодействие опыта, традиций и современных течений, инновационных подходов дает замечательные результаты!
⠀⠀⠀⠀⠀Как нас учат наши «гуру», для нас главный закон – это № 7 ФЗ «Об Охране окружающей среды». В нем есть такая занимательная статья, которую очень любят судьи, обвиняя хозяйствующий субъект в невыполнении требований по обеспечению экологической безопасности: это статья 3, которая называется «Основные принципы охраны окружающей среды». В этой статье есть один такой интересный подпункт, про который хозяйствующие субъекты как-то забывают: когда мы о нем говорим хозяйствующим субъектам, то для многих это становится большим удивлением.
⠀⠀⠀⠀⠀Называется этот подпункт так: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. В переводе на бытовой язык это означает, что если на улице органы правопорядка остановили человека, то они должны ему сказать в чем он виновен. В экологии вы заранее виновны. Вы должны доказывать обществу, что в результате вашей хозяйственной деятельности присутствует негативное влияние на окружающую среду, но вы его максимально минимизировали, а то, что не удается минимизировать, - это подлежит регистрации: выбросы, сбросы и отходы и за это юридические лица производят платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).
⠀⠀⠀⠀⠀Вывод: предприятия обязаны доказывать контролирующим (надзорным) инстанциям и в целом обществу, что максимально минимизировали негативное воздействие на окружающую среду. Дальше начинается самое интересное – многими предприятиями фактически забытая статья №1065 ГК РФ «Предупреждение причинения вреда»: в ней написано, что опасность причинения вреда в будущем есть основание для иска об остановке действия предприятия, т.е. те опасности, которые на предприятии присутствуют де-факто, вы обязаны о них предупредить. В противном случае наступает иск. В принципе это никому не нужно. Почему? Потому что по практике только две процедуры присутствуют в решении суда в области экологической безопасности: либо остановка на 90 суток, либо вообще закрытие предприятия. Это очень болезненно для предприятия. В свете подобной практики некие лица могут использовать такие ситуации для того, чтобы, например, ослабить и /или убрать конкурента, довести предприятие до банкротства, убрать неугодное лицо с руководящего поста предприятия и т.п. Для этого в сложившихся в настоящее время новых условиях не нужны не дружественные кредиторы или налоговые правонарушения, достаточно прихода на предприятие, например, природоохранной прокуратуры или росприроднадзора или заявления в суд гражданина, доказывающего, что его здоровью нанесен вред , а псевдо эко активисты - это уже отдельная тема…, но результат по итогу один - появляются материалы для иска в суд с вышеуказанными последствиями. В обиход уже вошел термин экологическое рейдерство и пора нашим предприятиям относиться к экологической безопасности предприятия, как к вопросу безопасности самого предприятия! Например: никто не обращает внимание на сроки исковой давности в экологии, а это 20 лет: ст.78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» №7 ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье говориться об ответственности за действия, которые привели к реализации опасности, т.е. при необходимости можно рассмотреть документы 20 летней давности, и придется отвечать по всей строгости Закона в настоящем времени. Эту особенность мало кто знает, как и то, что мгновенно можно оказаться под признаками невыполнения, согласно ст.3 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и попадают под эти признаки не только должностные, но и юридические лица. Яркий пример из нашей практики - дело мэра г. Дубна (2018г.)
⠀⠀⠀⠀⠀В вышеуказанных ситуациях очень важна грамотность узкопрофильных специалистов, экспертов, опытных юристов, адвокатов, специализирующихся по вопросам охраны окружающей среды.
⠀⠀⠀⠀⠀Следующий закон, о котором идет речь об ответственности руководителя и юридического лица это № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В это Федеральном законе есть ст.11 «Документарная проверка», то есть органы контроля любого ранга, придя на предприятие, обязаны проверять имеющиеся документы, в указанной статье есть важный момент: «…за представленную достоверность сведений, при сдаче документов, вся ответственность ложится на хозяйствующий субъект».
⠀⠀⠀⠀⠀Еще один документ, устанавливающий ответственность руководителя - КоАП, глава 8. (от п.8.1 до 8.49), в котором указаны административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Все просто руководитель, обеспечивая экологическую безопасность предприятия, должен не допустить те опасности, которые прописаны в настоящей главе.
⠀⠀⠀⠀⠀Нельзя забывать и о ст. 254 УК РФ «Порча земли». В ней есть несомненно интересный момент, «загрязнение тяжелыми металлами». Вопрос первый: что такое «загрязнение»? В этом случае опасности по загрязнению прописаны в СанПиН 2.1.3684-21, в разделе 7, который называется «приоритетные загрязнители почвы», пункт 120. Их там немного: это нефтепродукты, бенз(а)пирен, это санитарные показатели и изменения кислотности почв. Все эти опасности предприятие должно у себя учесть и не допустить через процедуру предупреждения, о чем обязывает Гражданский кодекс 1065 статья!
⠀⠀⠀⠀⠀Наглядный пример из нашей практики: завод, всё в современном стиле, на втором этаже панорамное окно, где видно все производство: вся линия, печь, где плавят доломитовый камень, роботы все это перекладывают, плиты, они там нагреваясь скользят по конвейеру, обрезь падает на пол. Задаем вопрос: Какую опасность представляет ваш завод с точки зрения обеспечения экологической безопасности? Вот назовите нам самую главную. Ответ: Мы не можем определить, какая главная опасность нашего предприятия, при этом несколько экологов с высшим профильным образованием работают на заводе. Мы спускаемся в цех и уже через три минуты были все в обрези стекловаты, но это не главное. Взвесь эта вся выходит из цеха куда? Прямо в поле, а там уже через два километра деревня, но и это им ни о чем не говорит. Начинаем объяснять, что доломит – сильнейший раскислитель почв, присутствующей в этой обрези, перемолотой заводом, эта взвесь идет на поле и оседает там, меняя кислотность почвы! В результате деятельности завода данный регион страдает мышиной лихорадкой и владельцу завода помимо того, что грозит закрытие, он еще и попадает на затраты по компенсационным выплатам за нанесения вреда здоровью людей, пострадавших о деятельности данного предприятия. Владелец думал, что предпринял максимальные меры по экологической безопасности и снижению НВОС, на это им затрачены немалые средства, а результат плачевный: есть все основания закрыть завод, так как опасности реализовались, все опасности не были отслежены! И это типичная ситуация на наших производствах, хотя все опасности довольно четко перечислены в КоАП и СанПиН и есть опытные специалисты, которые могут подсказать как не допустить подобных ситуаций, в том числе используя предупредительные меры по экологической безопасности.
⠀⠀⠀⠀⠀Искаженные и/или недостоверные отчеты по НВОС. По статистике более 70% предприятий в РФ сдают искаженную и/или недостоверную отчетность, зачастую сами того не зная, но объяснения, что это произошло с учетом постоянно появляющихся противоречивых нормативно правовых актов и методик, не является аргументом и может быть расценено как наличие признака искажения информации, попадающие под определение ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей».
⠀⠀⠀⠀⠀01.07.2021г. вступили в силу 2 новых Федеральных закона: № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях» от 31.07.2020г. и № 248-ФЗ «О государственном и муниципальном контроле» от 31.07.2020г. Теперь требуется не только обеспечить безопасность, но и доказать факт повышения уровня безопасности, охраняемых законом ценностей. Это очень существенный момент для предприятий РФ! Впервые государство дает хозяйствующем у субъекту право самому доказать, что им выполнены предупредительные меры по охране окружающей среды, предоставлены достоверные сведения по НВОС, что произошло подключение к программным комплексам для проверки достоверности представления и обработки информации – технологической цепочки сбора, хранения, проверки достоверности представления и обработки сведений безопасности, что соответственно и приводит к повышению необходимого уровня безопасности охраняемых законом ценностей.
⠀⠀⠀⠀⠀Уже определенны контрольными (надзорными) органами для предприятий более 33000 факторов рисков, которые обусловливают показатели для расчета вреда ущерба объекта контроля. В реализации №247-ФЗ и №248-ФЗот 31.07.2020г. участвуют 4 основных вектора надзора (Постановление Правительства РФ № 806 в ред. от 30.06.2021г.) МЧС России; Федеральная служба по экологическому, технологическому, атомному надзору; Федеральная служба в сфере природопользования; Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека.
⠀⠀⠀⠀⠀При формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации так же часто делаются ошибки, наши консультанты, аудиторы это отмечают при общении с бухгалтерами и экологами предприятий.
⠀⠀⠀⠀⠀О том, как выполнить правильно условия № 247-ФЗ и № 248-ФЗ, какие дополнительные меры предпринять для предупреждения негативных последствий на окружающую среду, как руководству, владельцам предприятий, экологам и юристам получать достоверную информацию о состоянии экологической, промышленной, пожарной и прочей безопасности на предприятии, как сдавать не искаженную, достоверную отчетность по НВОС, как защитить предприятия от аварийных и ЧС , как успешно пройти государственную экологическую экспертизу, разработать ОВОС, подсчитать ущерб, получить защиту от нападок при проверках читайте в разделах нашего сайта.

Мы постараемся наполнять сайт актуальной и полезной для Вас информацией.

Мы поделимся своим опытом с Вами, а вы своим опытом с нами: с 1 августа открываем новую рубрику – Обмен опытом!

⠀⠀⠀⠀⠀Для оперативного взаимодействия со специалистами ООО «Юстициан», предлагаем Вам принять участие в режиме видеоконференции по предварительно согласованному времени, на которой мы расскажем, как выполнить условия Федеральных законов №247-ФЗ от 31.07.2020 г. и №248-ФЗ от 31.07.2020 г. с наименьшими финансовыми и временными потерями.
⠀⠀⠀⠀⠀Мы расскажем, как происходит процедура сертификации и как получить сертификат соответствия, подтверждающий повышенный уровень безопасности охраняемых законом ценностей, согласно № 248-ФЗ от 31.07.2020 г., как получить лицензии на пользование недрами, на отходы, как разработать ОВОС, пройти общественные слушанья, пройти процедуру получения ГЭЭ, независимо от территориального расположения объектов, дадим рекомендации по оптимизации бухгалтерского учета в сфере экологии.
⠀⠀⠀⠀⠀К диалогу могут быть приглашены узкопрофильные специалисты в области охраны окружающей среды, аудиторы, финансисты, юристы, адвокаты группы компаний «Юстициан».
Мы ответим на интересующие вас вопросы в рамках своих компетенций в режиме конструктивного диалога.

Согласование времени и состава участников видеоконференций по телефону:
+7 (999) 910-79-29 / +7 (499) 394-54-17 с 9-17 ч. по московскому времени и/или по заявке на электронную почту круглосуточно: eco@yustician.ru

Время работы ООО «Юстициан»: с 9:00 до 18:00 по московскому времени.
Прием физических и юридических лиц: с 10-17 ч. по московскому времени по адресу: г. Москва, метро Тульская, ул. Большая Тульская дом 10, строение 1, бизнес центр «Серпуховской двор», офис 1410, 4 этаж.

Прием юридических и физических лиц по адресу: г. Москва, Большая Тульская дом 10, строение 1,

Бизнес центр «Серпуховской двор», офис 1410, 1411


eco@yustician.ru / pravovojekolog@gmail.com

Оставьте нам заявку и мы обязательно вам перезвоним
Close
Есть вопросы? Напишите нам
Made on
Tilda